Twitter Facebook Flickr Подписка

Две истории про риэлторов и их клиентов

Эту историю мы опубликовали в усеченной версии в социальных сетях на наших страничках с хэштегами #безКартинок #совсемБЕЗкартинок #очень #многабукафф #накипело #хочуСпросить #риэлторы #платаЗАуслугу #друзья #ошибки #НЕимейСТОрублей #двеистории #ПравоВыбора #непрофессионально #эмоционально

 

История первая (очень длинная и излишне подробная).

Нужно было выговориться, поэтому писал всю ночь…

В апреле ко мне обратилась моя давняя знакомая (подруга юности моей) — Оксана… «Мы хотим продать комнату в 2 к.кв. в Череповце и купить квартиру в Вологде. У меня есть материнский капитал, я сейчас в декретном отпуске, муж работает, поэтому нам нужно как-то еще по ипотеке помочь. Поможешь?» Давно не работаю с комнатами, т.к. работы в два раза больше, чем с квартирами, а оплата по услуге такая же или меньше… Но тут — комната в двухкомнатной квартире. Попросил меня совсем не чужой человек, поэтому, всё взвесив, взялся сам. Предупредил, что быстрой продажи не обещаю, т.к. рынок комнатами переполнен. Только то, что комната не доля, а объект (да еще в двухкомнатной квартире) вселяло надежду, что ее купят по материнскому капиталу. Задачи тоже понятны: найти покупателя, оформить пакет документов, сдать сделку, рассмотреть ипотеку, подобрать квартиру в Вологде. Объявил стоимость услуг (60 т.р.), предупредив, что еще покупатель заплатит мне за оформление пакета документов именно по его сделке (все понимают, что по ипотеке это один пакет документов, по мат. капиталу другой, за наличный расчет третий?!). Поняла. Согласилась. Объяснил, в чем выгода сотрудничества с нашим агентством: найдем покупателя; все сделаем сами (кроме получения справок, которые взять может только сам собственник); рассмотрим удаленно мужа на ипотеку (приезжать не нужно); переправим одобренную заявку потом в Вологду (чтоб мужу не отрываться от работы или проведем сделку здесь, если нужно); по некоторым банкам за счет нашего вознаграждения есть возможность снизить процентную ставку; сэкономим на страховке и оценке, если это не ведущие банки-партнеры; найдем вариант в Вологде (если нужно готовую новостройку, то есть  от подрядчиков с дисконтом до 150 т.р.). «Таким образом, вы получаете выгоду больше, чем нам заплатите!» — заключил я. «Хорошо!», — ответила Оксана.

Договорились. Я вышел на осмотр объекта для фотографирования и оценки. Расстроился немного: квартира на первом этаже, в районе «Стекляшки». Фотографировать было нечего кроме серого фасада дома: комната небольшая, окна зашторены, если откроешь — решетки, кафель в ванной отвалился частично, на кухне свисли с потолка обои, видны следы затопления.  День выдался не очень солнечный, поэтому двор и дом навевал депрессивные чувства… Понадобилось мастерство, чтобы сфотографировать с минимальным количеством изъянов. Фото самого дома потом поставил с прошлогодней летней продажи. Остальные можно посмотреть тут http://правовыбора.рф/property/%d0%ba%d1%83%d0%bf%d0%b8%d1%82%d1%8c-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%bd%d0%b0%d1%82%d1%83-%d0%b2-%d0%b4%d0%b2%d1%83%d1%85%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%bd%d0%b0%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%b9-%d0%ba%d0%b2%d0%b0%d1%80%d1%82/

Сказал, что мне нужно день для верной оценки данного объекта. Реально ломал голову два дня: недавно коллеги продали комнату в этом же доме за 430 т.р. (но в 3 к.к.); аналогов по данному району почти нет, чтоб вычислить среднюю стоимость («исползал» все интернет-ресурсы, обзвонил все объявления с комнатами по данному району). Стал взвешивать плюсы и минусы: купить в таком виде мало кто захочет – нужен ремонт (минус); комната в двухкомнатной квартире, да еще и объект — не частый вариант (плюс); первый этаж (минус); подъезд нормальный (плюс); двор без детской площадки (минус); есть парковка (плюс)… небольшая (минус), магазин рядом (плюс), пивнушка по соседству (минус), детский сад рядом (плюс), вокзал рядом (минус)… На каждый плюс находился минус, казалось, что минусов даже больше.

Через два дня перезвонил: «Боюсь, что максимально продать сможем не больше, чем за 500 т.р. Поставим цену чуть больше, но это отодвинет продажу. С другой стороны двор будет уже зеленым, а это уже плюс (все еще взвешивал я). Есть еще вариант: нужно предложить комнату твоим соседям. Это мы должны сделать и по закону (приоритетное право покупки) и вообще… по практике, соседи чаще выкупают дороже, чем люди «со стороны». Тем более, что у них будет полноценная двухкомнатная квартира…» «Хорошо. Я найду телефон и позвоню им. Т.е. мы продадим за 500 и я получу на руки 440?» «Давай мы предложим соседям за 570 (это меньше, чем цена за полквартиры, но больше, чем продать одну комнату), — ответил я. — В объявлениях я поставлю 570 т.р. А ты им сделаешь дисконт. Предложишь за 550 т.р. Думаю, они согласятся». «Возможно! У них тоже двое детей. Есть материнский капитал…» На том и порешили.

Соседка согласилась. Прибеднялась, но согласилась. Со мной, правда, отказалась встречаться: «С меня там деньги запросят, а я не хочу ничего платить! Я все подпишу, когда на сделку приду, а делайте все сами. А еще сразу на детей доли нужно выделить…». «Интересно, как мы можем сделать все сами, если пакет документов по материнскому капиталу готовить еще нужно? Если на детей доли сразу выделять, то и органы опеки нужно пройти! В любом случае мне нужно видеть ее документы. Если не хочет работать с нами, то пусть нанимает своего (другого) риэлтора, и он занимается всем этим. Если она не будет оплачивать наши услуги по сбору ее пакета документов, то я ничего для нее делать не буду», -сказал я Оксане. – «И так как покупатель уже найден, то снижаем наши услуги до 50 т.р., чтоб у вас получилось 500т.р. ровно на первоначальный взнос  по ипотеке+ МСК. Нам будет легче рассматривать. Плюс два месяца, пока не переведут деньги, ты сможешь сдавать дальше свою комнату, получая доход, но и коммунальные платежи останутся за тобой. Это будет наше условие. Договаривайся о встрече!»

О встрече договорились. Соседка решила обратиться в другое агентство за оформлением. Я терял деньги, но выигрывал время. Если агентство будет нормально работать, то за 2 недели максимум они подготовят ее пакет документов. Тем более, что я придумал как обезопасить свою клиентку не устанавливая залог на комнату. Это даст возможность не получать согласие органов опеки. «К тому времени, когда продавцы получат полную сумму денег, мы сможем рассмотреть кредит. Будет уже начало лета и соответственно снижение цен на вторичном рынке. Достроятся несколько новостроек в Вологде, и мои друзья смогут приобрести выгодно жилье», — думал я. Праздники смешивали все карты, не давая спокойно работать. Договорились встретиться после праздников — 12 мая.

8 мая раздался звонок. Я думал, что то-то срочное, и за рулем, на трассе, взял трубку: «Да, Ксю?» (так мы называли Оксану когда-то; производная от имени Ксюша и ее фамилии в девичестве, начинавшейся на Ю). «Это не Оксана. Это ее муж!»… Я как-то даже неловко себя почувствовал (будто бы я какой-то тайный любовник, а тут муж нашел в ее телефоне мой номер под каким-то засекреченным именем)… «Скажите, Сергей, — продолжил он. – А почему мы Вам должны заплатить 50 т.р.? Что вы сделали такого, чтоб я вам заплатил 50 тысяч?» Я взял паузу, т.к. разговаривать было неудобно, а разговор ожидался совсем не дружественный (это обращение на «Вы», которое держит дистанцию, будто бы и не знакомы мы вовсе, не встречались раньше за одним столом…и вопрос однозначный). Пока я ехал, то прокрутил в голове все варианты, знал заранее, чем этот разговор закончится по итогу.

Разговор состоялся. Примерно он был следующим. Набираю номер Оксаны, т.к. ее муж не пожелал позвонить со своего и сказать, что Оксана теперь ничего не решает, а решает он сам.

— Да, Сергей?!

— Здравствуйте, Павел! – начал я тоже официально. — Изложите, пожалуйста, суть ваших претензий. А потом я, раз Вам так хочется, буду доказывать и объяснять почему мои услуги так стоят…

— Нет, мне не хочется вступать в полемику. Просто я хочу знать, за что мы вам должны заплатить так много… (чувствуется профессиональный слог юриста, правда?) Я интересовался.: агентства берут за оформление 30 тысяч. А Вы 50! Почему? Почему Ваши услуги дороже всех?

-Во-первых! Услуги по оформлению стоят дешевле, если это просто оформление… Если бы Вы сами с покупателем нашли друг друга, обратились к нам в агентство, то мы бы оформили сделку всего за 20 т.р. по материнскому капиталу.  Вы же обратились к нам не только за оформлением, а с целым комплексом задач, которые нам нужно решить: продажа, рассмотрение ипотеки, покупка жилья в Вологде? Или я не правильно понял Оксану? За это всё, мы договаривались о 60-ти тысячах. Когда же нашелся покупатель, а именно соседка, то мы договорились снизить цену за услуги до 50. Треть дела уже сделана, и Вы теперь хотите мне сказать, что я должен работать бесплатно или Вы откажетесь… Правильно?

— Это дорого: пятьдесят тысяч. Я и сам юрист.

— Я в курсе!

— Тем более, что знакомый адвокат мне обещает сделать все бесплатно! Со стороны покупателя тоже будет агентство. Что будете делать Вы? Почему мы Вам должны заплатить 50 тысяч. Расскажите в чем такая ценность именно Вашей услуги?

— Павел, это практически бесполезный разговор. Я знаю: у Вас в голове есть цифра (цена), которую Вы готовы заплатить… У меня есть цифра, меньше которой я не соглашусь работать… И Если они не совпадут, то наш разговор ни к чему не приведет. Правильно?

— Да!

— Сколько Вы готовы мне заплатить?

— В сложившейся ситуации, когда я могу сделать все бесплатно… Чисто из-за того, что Вы давние друзья с Оксаной… Тысяч 15…

— Хорошо, Павел. Теперь я объясню, почему свои услуги я оценил в 60 тысяч рублей. Не 50, а 60! Во-первых, я – профессионал! Без излишней скромности говорю это…

Павел усмехнулся.

— Главная задача была – верно оценить комнату, и выгодно ее продать. Так?

— Но у нас же соседка покупает. Мы сами ей позвонили!

— Верно. Потому что я сказал об этом Оксане. Потому что эта покупка вероятнее всего! Павел, я – профессионал. И зачем мне делать, как делают многие: заключают договор, «мурыжат» продавца два месяца, снижая постепенно цену, а потом говорят: Ой! А давайте предложим соседям. Вдруг они купят…

— Но мы сами позвонили. И если бы Вы не сказали этого, то это и говорило бы о Вашем непрофессионализме!

— Правильно! Теперь представьте, что Вы работаете… у Вас большой стаж. Хорошая зарплата… А Вас вызывает начальник, и говорит: Ты знаешь? Что-то мы тебе много платим. Я слышал, что студенты за эту же работу возьмутся, и сделают всё, и зарплату им меньше нужно платить…

Павел не отреагировал.

— И Вы сейчас тоже самое делаете. Когда треть дела сделана, то решили, что мне можно не платить!

— Если Вы не согласитесь на 15, то мы оплатим вам… за помощь, консультацию… 3 тысячи рублей…

Честно? Я чуть не подавился от… обиды и, какого-то гадостного чувства, которое подступило к горлу. Хотелось сказать: «Павел, оставь это детям своим на мороженое. Твоим не хватает! А мои… обойдутся!» Мы мирно расстались. Не грубили друг-другу. Я еще не понял тогда, что Павел не хотел платить мне ни 15, ни 5, ни 3 тысячи рублей… Я думал только о том, что в детстве нам говорили, что побеждает Дружба. А в реальности все решают деньги… И мы стали жадными и мелочными.

Почти на все выходные было испорчено настроение. Потом позвонила Оксана. Ничего по телефону объяснять не стала. Сказала, что нужно встретиться и все обсудить. «Да, нужно! А что ты хочешь обсудить?» – спросил я. Вспомнилось про три тысячи… Хотел послать куда-нибудь подальше. Потом подумалось, что Оксана ни при чем… И я так делал уже несколько раз, теряя друзей…

«Как они не понимают, что мне не деньги важны? Каждая сделка для меня, это кусочек меня, моего времени, отнятого у детей (вспомнилось, как дети хотели поиграть со мной в домино, а я «лазал по интернету», отыскивая подобные комнаты), у жены (она уложила детей, пошла спать, а я еще придумывал объявление, отбирал и редактировал фотографии), у других людей, кому я мог бы помочь, если б не занимался делами друзей, если им не нужна моя помощь. Зачем они просили меня об этом?!»

Я написал Оксане, что она может приехать к нам в гости, и за чашкой чая мы все обсудим. Когда моя жена узнала, что произошло, то сильно расстроилась, и сказала, что с такими моими друзьями она видеться не хочет. Ворчала немного: «Детям нужно покупать что-то на лето!» … и что-то еще из обычного женского… типа: «Ты там подругам своим что-то делаешь, а семья тебя не видит!» Потом она успокоилась, и сказала (она ведь у меня мудрая женщина): «Если не хочешь терять друзей, то прими с благодарностью то, что они тебе хотят отдать… А, если ничего… то тоже прими! Отпусти ситуацию. Прости их. И иди дальше!»

Я успокоился. Решил, что помогу Оксане и без всяких денег. Вспомнил, что первые шаги в бизнесе я делал с ее помощью. Думал: «Муж ее не знает что такое предпринимательская жизнь, а нам то известно…» Но и тут меня моя любимая вернула на землю: «они в твоей помощи больше не нуждаются. Не просят тебя больше о ней. Зачем ты будешь навязываться?» Пытался ей объяснить: «Ведь не знают ничего! Юристы и адвокаты, которые не имеют дело с реальной работой риэлтора… Что они могут решить? Они знают как продать без залога комнату, и обезопасить продавца? Они будут бегать, собирать справки и необходимые документы? Они смогут рассмотреть ипотеку со сниженным процентом? Как?!» «Им это не нужно, — спокойно сказала она. – Они выбрали путь без тебя. Успокойся. И иди дальше!»

Я успокоился снова. И побежал дальше. Так и не удалось мне до сих пор встретиться с Оксаной, и узнать, что она мне хотела сказать.

Недавно получил от нее сообщение: «Сережа, так и не смогли встретиться. Я уехала. Хотела передать тебе деньги за оценку комнаты.» Тут снова меня всколыхнуло то противное чувство, как тогда, при разговоре с Павлом… Значит и Оксана считает, что я лишь оценил комнату. В этом вся моя заслуга! Что ж принимаю с благодарностью то, что мне пришло! Только принять никак не получается… Гордыня мешает!

 

История вторая (короткая)

5 мая наш внештатный сотрудник Сергей Г. заключил договор о продаже дачного дома на 7 сотках в  СНТ «Дубрава». Собственники хотели продать свою недвижимость за 270 т.р. минимум (300 т.р. их желаемая цена). При заключении договора оговорили сумму комиссии агентства недвижимости 60 т.р. Договор был заключен на 3 месяца. В случае досрочного расторжения договора, стандартно оговорены штрафные санкции – 30 т.р. Наш специалист выехал на Объект для фотографирования. При осмотре Объекта стало ясно, что это слишком высокая цена. Но раз уж заключен договор, то работаем с тем, что есть. Разместили объявления… 8 мая (ох уж эта дата) собственники позвонили, и сказали, что сами нашли покупателя. Наш риэлтор в растерянности: за эти пару дней было только два звонка и озвученная цена всех пугала. Но самое интересное было впереди… Хозяева отказались от услуг даже по оформлению и проведению сделки. И попросили встречи, чтобы расторгнуть договор оказания услуг и оплатить  30 т.р.

12 мая мы встретились в офисе агентства недвижимости, составили соглашение о расторжении договора. Собственники домика отдали 30 т.р. со словами: «Сергей, у Вас легкая рука! Как только мы заключили с Вами договор, у нас сразу же нашлись покупатели (позвонили по старому нашему объявлению). В ближайшее время мы собираемся продавать квартиру. Обязательно снова обратимся к Вам!»

Две такие похожие истории по сути, но какие разные отношения людей к чужой работе. В связи с вышесказанным у меня появился вопрос:

Если Вы обратились к риэлтору (или агент работал по продаже/покупке объекта недвижимости), но покупателя/продавца Вы нашли сами, готовы ли Вы оплатить услуги агента

ответить на него можно в нашей группе в контакте: https://vk.com/pravo.vibora?w=wall-42695400_917

 

Post comment